Бесплатный по России: 8 (800) 500-28-01
Пн-Пт, с 9:00 до 18:00 (Мск)

Совершенствование нормативной базы для применения геосинтетики

 

Современное развитие транспортной системы во многом определяется использованием прогрессивных материалов и технологий. В полной мере это относится к геосинтетическим материалам, которые улучшают эксплуатационные характеристики конструкций автомобильных дорог. Увеличение объемов и расширение области применения геосинтетики неразрывно связано со стандартизацией технических требований и методов исследований (испытаний) и измерений.

применение геосинтетики

Работа по формированию комплекса нормативных документов началась в 2010 году по распоряжению Федерального дорожного агентства. Актуальность создания совокупности стандартов на геосинтетические материалы связана с необходимостью стандартизации технических требований и методов исследований (испытаний) и измерений на национальном уровне. При разработке использован опыт применения отраслевых дорожных методических документов (ОДМ) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений с использованием геосинтетики. В основу заложен функциональный подход к классификации геосинтетических материалов и нормированию их технических характеристик.

В разрабатываемом комплексе нормативных актов можно выделить следующие группы документов: устанавливающие классификацию, термины и определения; содержащие технические требования к геосинтетическим материалам; содержащие требования к осуществлению контроля качества и оценке соответствия, в том числе методики исследований (испытаний) и измерений. Основополагающим является национальный ГОСТ Р 55028-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения», гармонизированный с международным стандартом ISO 10318:2005 Geosynthetics — Terms and definitions.

Технические требования к геосинтетическим материалам были установлены с учетом их функциональной области применения. В настоящее время введены в действие следующие национальные стандарты:

  • ГОСТ Р 55029-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 55338-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 56419-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования»;
  • ПНСТ 268-2018 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для борьбы с эрозией на откосах. Общие технические условия».

В качестве основных технических характеристик выбраны максимальная прочность при растяжении и относительное удлинение при максимальной прочности. Номенклатура сформирована с учетом воздействия факторов, оказывающих негативное влияние на прочностные характеристики геосинтетических материалов при выполнении ими определенной функции: пониженных температур, солнечной радиации (ультрафиолетового излучения), агрессивных сред (кислотной и щелочной), микроорганизмов, циклических нагрузок во время их укладки и т. д. Для нормирования проведены испытания большого числа образцов, а также исследовано влияние геосинтетиков на несущую способность конструкции автомобильной дороги в реальных условиях эксплуатации. Следует отметить, что требования не связаны с особенностями структуры и технологическими параметрами материала.

Для обеспечения единого подхода к осуществлению контроля качества и оценки соответствия технических характеристик разработаны стандарты, устанавливающие методики испытаний:

  • ГОСТ Р 55030-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении»;
  • ГОСТ Р 55031-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению»;
  • ГОСТ Р 55032-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию»;
  • ГОСТ Р 55033-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах»;
  • ГОСТ Р 55034-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорож-ной одежды. Метод определения теплостойкости»;
  • ГОСТ Р 55035-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам»;
  • ГОСТ Р 56335-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при статическом продавливании»;
  • ГОСТ Р 56336-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Ме-тод определения стойкости к циклическим нагрузкам»;
  • ГОСТ Р 56337-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при динамическом продавливании»;
  • ГОСТ Р 56339-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения ползучести при растяжении и разрыва при ползучести»;
  • ПНСТ 269-2018 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения коэффициента фильтрации системы «грунт — геосинтетический материал — грунт».

Указанные методики испытаний гармонизированы с международными стандартами, а также содержат дополнительные требования с учетом особенности эксплуатации автомобильных дорог на большей части территории Российской Федерации в условиях пониженных температур и повышенной влажности. В частности, введено длительное испытание на морозостойкость, заключающееся в попеременном замораживании и оттаивании погруженного в воду геосинтетического материала с последующим сравнением его по прочности с исходным образцом.

В настоящее время проводятся работы по совершенствованию комплекса нормативной документации в целях актуализации действующих стандартов с учетом современного развития науки и техники. Разработка новых документов ведется на основании действующих ОДМ и направлена на интеграцию и систематизацию технических требований к геосинтетическим материалам. Актуальность ее обусловлена требованиями законодательства. В соответствии с ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» ОДМ не относятся к документам по стандартизации и, следовательно, их «применение при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» недопустимо.

В настоящее время на этапе утверждения в Росстандарте находятся ПНСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения показателей долговечности геосинтетических материалов» и ПНСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Контроль качества». Эти документы разработаны на основании результатов практического применения ОДМ 218.2.047-2014 «Методика оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве» и ОДМ 218.2.046-2014 «Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве» соответственно.

Примерами актуализации действующих в настоящее время стандартов являются обновление ГОСТ Р 55029-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования» и переработка ПНСТ 132-2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Методика определения устойчивости геосинтетических материалов к микробиологическому воздействию» в национальный стандарт. В рамках работы по обновлению ГОСТ Р 55029-2012 предусмотрено проведение исследования повреждаемости материалов при укладке в асфальтобетонные слои дорожной одежды, адгезии армированных геосинтетическим материалом асфальтобетонных слоев, влияния геосинтетиков на колееобразование и образование низкотемпературных трещин. При переработке ПНСТ 132-2016 в национальный стандарт будут проанализированы результаты апробации предварительного национального стандарта, а также проведены испытания в целях определения параметра, характеризующего потерю прочности материала от воздействия микроорганизмов в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации.

К числу научно-исследовательских работ также относится разработка ПНСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Геосинтетические материалы. Общее технические условия», направленного на систематизацию требований к геосинтетикам, выполняющим определенную функцию. К перспективному направлению развития стандартизации можно отнести разработку методики расчета дорожных одежд с использованием геосинтетических материалов, необходимой для обеспечения их корректного выбора в зависимости от особенностей конструкции.

 

Е. Н. СИМЧУК, к. э. н., генеральный директор АНО «НИИ ТСК»;Д. В. МЕДВЕДЕВ, первый заместитель генерального директора АНО «НИИ ТСК»;М. И. НИКИТИН, руководитель испытательной лаборатории АНО «НИИ ТСК»;С. А. БОГОМОЛОВА, к. т. н., специалист органа по сертификации АНО «НИИ ТСК»

22 января 2019 г.
ООО «Геополитекс» 650021, г. Кемерово, ул. Шатурская, д.2
Работаем только с юр. лицами, минимальная сумма для заказа от 50 тыс.руб
8 (800) 500-28-01 8 (800) 500-28-01
Приложить файл: